Володарский район, п.Володарский, пл.Октябрьская, 2

Новости района

Наша землячка Арина Ашаханова приняла участие в  областном этапе конкурса исследовательских краеведческих работ учащихся и участников туристическо - краеведческого конкурса «Отечество – 2013», в котором участвовало 240 учащихся из 8 районов Астраханской области. Конкурс организован ОАОУ ДОД «Центр эстетического воспитания детей и молодежи» при поддержке Министерства образования и Астраханской области. По результатам отборочного тура было сформировано 6 секций: -«Военная история» -«Летопись родного края» -«Земляки», «Родословие" -«Культурное наследие», «Литературное краеведение» -«Этнография», «Проблемы современности» -«Природное наследие», «Экология» Арина заняла первое место в секции «Этнография, проблема современности». Прежде чем начать свою работу «Укладывание ребенка в колыбель»  девушка прочитала очень много литературы, была  в  библиотеках, посетила этнографический музей, побеседовала со  сторожилами  села – с уважаемыми людьми . Взяла интервью у учителя казахского языка  Кудайбергенова Т.А , который  рассказал ,что этот обряд  положительно влияет на будущую судьбу ребенка. «Если  рассказать обо всех традициях и обычаях казахского народа, то получится целая история. Традиции и обычаи существуют у народов всего мира. В них отразились уклад жизни народа, его привычки, национальные особенности», - говорит Арина. Традиции - это исторически сложившихся устойчивые и наиболее обобщённые нормы и принципы общественных отношений людей, передаваемые из поколения в поколение и охраняемые силой общественного мнения. «Из всех прекрасных традиций хотела бы остановиться на прекрасном  обряде «Бесике салу», мне очень хотелось узнать: что значит «бесике салу», как влияют колыбельные песни на судьбу ребенка, как проводиться обряд? И кто может проводить?», - говорит Арина, - Прежде чем написать эту работу, я посоветовалась с бабушкой  Маруан, в прошлом  учитель начальных классов, а сейчас бабушка 15  внуков и 5 правнуков. Она - то мне и рассказала, что  Бесик (колыбель) – считается священной реликвией каждой казахской семьи. Ее обычно дарят внуку родственники по линии мамы. Бесик бережно хранится в доме и передается из поколения в поколение. Иногда сыну может посчастливиться спать в колыбельке, в которой спал его отец. Когда малыша впервые укладывают в колыбель, проводится обряд «бесикке салу» - «укладывание в колыбель». Обряд проводит специально приглашенная мудрая и уважаемая бабушка, имеющая многочисленное потомство (семейство). Прежде чем укладывать ребенка в колыбель, к его изголовью привязывают амулет (оберег), который, согласно поверью, будет защищать ребенка от злых духов. Затем, в дырочку, расположенную в середине колыбели, где устанавливают специальный горшочек, обеспечивающий сухость и чистоту (далекий предок нынешних памперсов), кидают конфеты и другие сладости. Их тут же, подставив ладони, разбирают гости. После того, как уложили ребенка, колыбельку накрывают семью различными вещами, каждая из которых, согласно поверью, имеет определенный смысл и окажет свое влияние на судьбу ребенка. Например, шуба или дорогой чапан являются символом богатства; уздечка в колыбели означает пожелание родителей видеть сына сильным и ловким, умеющим оседлать любого коня; походная одежда - кебенек – это героизм и храбрость, слава батыра – воина, защитника отечества; девочкам под подушку кладут зеркало и расческу, чтобы выросла красавицей! Материнское молоко, тепло, голос, материнские колыбельные песни важны очень для малыша. Каким он станет человеком? Многое зависит от того, поет ли мама своему малышу колыбельные песенки. Малыш, которому мама поет колыбельные, будет богат душой и сердцем! Еще в нашей семье есть традиция хранить семейные реликвии, памятные вещи. Так у нас сохранилась колыбель, которую сделал мой  дедушка для своего сына, моего отца. Этой колыбели уже 80  лет. Мне была интересна моя конкурсная работа, я узнала много нового, и некоторым обрядам, которые я знала раньше, теперь  я могу дать объяснение. А вообще, можно сделать вывод, что бесик играет большую роль в жизни казахской семьи.  Вот лично для меня, бесик - это  нужный предмет даже сейчас, в современном мире. Мне кажется, его даже не заменят новейшие кровати и колыбели. Ну, сколько людей — столько и мнений. Будет ли бесик забыт со временем или станет по-прежнему укачивать малышей во многих семьях, он все равно останется символом далекой жизни предков. В будущем, когда я создам свою семью, я бы хотела провести этот обряд у себя дома. Ведь этот обряд со временем не потеряет своего смысла. Он как передавался, так и будет передаваться из поколения в поколения». В мае Арина Ашаханова собирается в Москву, на защиту своей конкурсной работы  в финальном этапе Всероссийского конкурса «Отечество – 2013».  Пожелаем Арине удачи и будем ждать ее на родной Володарской земле.