Володарский район, п.Володарский, пл.Октябрьская, 2

Шадрин Адихан Измайлович, писатель

Имя одного из самых известных пред­ставителей старшего поколения прозаиков нашего города Адихана Измаиловича Шадрина знакомо читателям, живущим далеко за пределами Астрахани. Автор двадцати книг, включая переиздания в столичных издательствах «Современ­ник» и «Советская Россия», он продолжа­ет радовать и удивлять своих читателей острыми психологическими произведени­ями без малого полвека.
       Вся жизнь и творчество Адихана Шад­рина связаны с Волгой и Каспием. Среди рыбаков прошло его детство. Писатель родился I июля 1929 года в селе Яндовище Инсарского района Пензен­ской области, однако едва ли кто-либо ещё так, как он, связан многи­ми годами жизни, всеми её путями и тропами, всею своей и челове­ческой и писательской судьбой с нашим астраханским краем, которо­му посвящены его произведения. Он его отлично знает и пишет о нём. В наш край судьба забросила будущего писателя, когда ему было меньше года. В 1930 был несправедливо осуждён его отец, и мать, взяв с собой пятерых детей, переехала в Астрахань, где жили её за­мужние сестры. Отца освободили досрочно, по профессии он был пека­рем и получил направление на работу в село Ново-Красное Марфинско­го (ныне Володарского) района, где среди чудесной природы Волжско­го Понизовья провёл детские годы Адихан Шадрин. С ранних лет писателю были знакомы и любимы быт и окружение простых сельс­ких людей, крестьян и рыбаков, что в дальнейшем без сомнения по­могло ему в творчестве.
      В селе, где рос писатель, имелась лишь школа-восьмилетка, и для того, чтобы продолжить обучение, Шадрин переезжает в Астрахань, где оканчивает среднюю школу № 14. По словам самого писателя, считающего, что желание писать, заложено в человеке изначально, к первым творческим опытам его привели ностальгические чувства по сельским местам с обилием дичи и рыбы, лесам, камышам. Вид запылённого города в окружении булыжных мостовых пробудил желание рассказать о тех заповедных местах, где «невидимкой петляет приглубь», «шепчутся гремучие камышовые крепи» да «прижимает­ся к реке широкий култук». Будучи студентом физико-математического факультета Астраханского учительского института Адихан Шад­рин пишет и публикует ряд газетных очерков об односельчанах, о за­бавных похождениях сельской ребятни, охотничьих впечатлениях и красотах родного края.
       В начале пятидесятых при редакции газеты «Волга» работало ли­тературное объединение, руководил которым доцент учительского ин­ститута Александр Александрович Любимов. Ежегодно приезжал в Астрахань известный прозаик Александр Иванович Черненко, первым посоветовавший Шадрину писать не стихи, с которых тот начинал, а прозу. Под редакцией А. И. Черненко выходили коллективные альма­нахи, литературно-художественные сборники «Литературная Астра­хань», где в 1953 году рядом с произведениями Б. Шаховского, К. Ерымовекого, Б. Жилина, Б. Филиппова, Ф. Субботина были опубли­кованы «Охотничьи рассказы для детей» Адихана Шадрина. Это была самая первая его публикация, не считая газетных.
       После окончания института молодой писатель возвращается в родную Ново-Краснинскую школу-восьмилетку, где преподаёт физику и математику. В постоянном общении со своими учениками, мечты и фантазии которых ясны и понятны по воспоминаниям о собственном детстве, у Шадрина возникает желание рассказать и другим детям о жизни рыбацкого края. Первые книги Шадрина - сборники рассказов «Первая охота»(1955). «Толя и Коля» (1958), «Загадки Никитинской гривы» (во втором издании - «За Кабаньим Бродом») (1960), «Вовка-моряк» (1964), сборники повес гей «Камышовый плен» (1966) и расска­зов «Следы на воде» (1970) адресованы детям и написаны с человечес­кой теплотой и искренностью. Вот что писал автор в предисловии к одной из книг: «Ниже Астрахани Волга разветвляется на сотни мелких рек, они-то и выносят воды великой русской реки в море-озеро Каспий. На отлогом берегу одной из этих рек, почти у самого взморья, есть ста­ринное рыбацкое село Ново-Красное. Ранней весной прилетают сюда караваны крикливых гусей и белоснежных лебедей, бесчисленные стаи >ток, лысух, гагар. Они поселяются в зарослях камыша, вьют гнёзда, выводят птенцов. А на деревьях строя г свои жилища белые, серые и красные цапли, каравайки, бакланы, колпицы... Всё это мне пришлось видеть с самого раннего детства - я жил и учился в селе Ново-Красное. Оттого и кажется мне, что лучше этого села нет на всём земном шаре, а поскольку далеко не все могут побывать в наших кра­ях, то и решил я написать об этом для ребят. Пусть, думаю, почитают и узнают, как живут их сверстники в рыбацком селе, чем занимаются летом, какая тут богатая рыбалка, какие птицы и звери обитают в дельте реки Волги».
        Книги для детей Адихана Шадрина не только увлекательны, но и познавательны. Из его рассказов можно узнать, почему дружны меж собою такие непохожие друг на друга птицы, как баклан и пеликан, отчего утки и гуси летом не могут летать и многое другое. С самого начала своего творчества писатель ставит перед маленьким читате­лем важные нравственные вопросы, пишет о непростом труде рыбака, требующем и отваги, и усердия. В центре повести «За Кабаньим Бро­дом» - трагедия мальчика Тимки. Действие происходит в военное труд­ное время, когда фашисты подошли к Волге. Ребята из села Морская Коса Тимка, Андрей и Панька во время рыбной ловли обнаружили троих дезертиров, среди них был и Тимкин отец, которого мальчик очень любил и которым гордился. Писатель лёгким и доступным языком говорит с детьми о чувстве долга перед Родиной, о действен­ной любви к ней, о том, что ей нельзя изменять, не потеряв человечес­кого достоинства.
Позже автор вернётся к этой серьёзной теме в одном из своих са­мых известных произведений - повести «Лизавета» (1976). И это не случайно: ведь обращение к этой теме вызвано воспоминаниями пи­сателя. На его глазах в родном и соседних сёлах - в Марфино, в Кон­ном Могое, в Тузуклее жили дезертиры, судьбы которых сложились по-разному - кто-то, не вынеся позора, свёл счёты с жизнью, кто-то искренне раскаялся. Шадрин посылал повесть в журнал «Волга», ре­дактор которого посоветовал перестроить сюжет таким образом, что­бы дезертир исправился. Разумеется, автор делать этого не стал. В повести исследованы мучительные психологические процессы, про­исходящие в сознании дезертира, предавшего Родину ради животного инстинкта самосохранения. Повесть «Лизавета» - о долге перед Родиной, о нравственном законе, не позволяющем человеку жить в разладе с собственной совестью.
       К более раннему периоду издания (1968) относится роман «Запах смолы», замысел которого, по словам самого писателя, определила позиция журналиста. К тому времени Шадрин успел поработать и ра­диокорреспондентом областной редакции радиовещания, и литсотрудником молодёжной газеты «Комсомолец Каспия», пройти в газете «Волга» путь от литсотрудника до ответственного секретаря и занять должность старшего редактора Астраханского отделения Нижне-Волжского книжного издательства. По сей день Адихан Измаилович бла­годарен тогдашнему редактору «Комсомольца Каспия» Н. Н. Лавро­вой за поддержку: «Если бы не она, я бы не стал не только газетчиком, но и писателем».
        Роман «Запах смолы» - первое произведение Шадрина, адресо­ванное взрослому читателю. Запах смолы, самый устойчивый из запа­хов прикаспийского села Лебяжьего, что расположилось на берегу реч­ки Белужки, глубоко волнует потомственных рыбаков, чьи жизни навсегда связаны с морем, для кого путина - настоящий праздник, ведь дело ловецкое передаётся из поколения в поколение, от отцов и Дедов. И в деле этом удача важна не меньше, чем многолетние мастер­ство и опыт. Эти слова, пожалуй, можно отнести и к писательскому труду. Адихан Шадрин считает себя везучим литератором - он стал первым астраханским писателем, изданном в столичном «Современ­нике» и первым лауреатом литературной премии, носящей имя Васи­лия Тредиаковского. И хотя сегодня, годы спустя, сам автор оценива­ет свой первый роман несколько критически, упрекая себя в излишней очерковости и публицистичности, «Запах смолы», тем не менее, первое крупное многоплановое произведение, после которого одна Другой были написаны три повести - «Лизавета», «Белуга» и «Одиночество», неоднократно переиздававшиеся и не единожды отмечен­ные критикой всесоюзного масштаба.
        Писательское сердце болит за всё живое. Шадрин всерьёз обеспо­коен, что останется на земле после нас, что мы оставим потомкам. Повесть «Белуга» публиковалась в журнале «Москва» (1976 г. №7), была замечена и поставлена в один ряд с произведениями Виктора Астафьева, Фёдора Абрамова, Юрия Рытхэу.
Ко времени выхода в Нижне-Волжском книжном издатетьстве сбор­ника «Лизавета» (1976), объединившего эти три повести под одной обложкой, Адихан Шадрин уже был членом Союза писателей, куда вступил в 1969 году по рекомендации известного башкирского прозаи­ка Анвера Бикчинтаева, с которым познакомился на одном из твор­ческих семинаров.
       За роман «Запах смолы» и повесть «Белуга» Аднхан Шадрин стал лауреатом премии имени Героя Соцтруда депутата Верховного Совета СССР В. П. Евсеева.
        В 1977 г. в издательстве «Современник» выходит сборник повес­тей «Поучительная история». В повести «Меченый» автор в который раз развивает мысль о бережном отношении ко всему живому.
       Вся писательская и человеческая судьба прозаика тесно сплелась с судьбой родного Понизовья. Одна из его книг, вышедшая в свет в Нижне-Волжском книжном издательстве в 1986 году, так и называ­ется: «Понизовье - судьба моя».
       Интересно по построению повествование в письмах «Приглашение на свадьбу», где в переписке отца и сына разговор с личных проблем по поводу предстоящего семейного торжества переходит на проблемы взаимоотношений города и села. «А вообще, батя, - пишет сын отцу, -скажу тебе, намечается обратный поворот в народе - на природу люди тянутся, в деревню. Это прежде рвались к городской житухе, в теат­ры, кино и разным другим культурным мероприятиям. Ныне будто дичать люди стали: им бы на остров безлюдный, в лес, в камыши...» Для Шадрина этот вполне привычный приём ломки психологических стереотипов, происходящей в сознании героев, решается по-новому в плане композиционного построения произведения.
       Словами «Понизовье - судьба моя» писатель выразил не только сыновнюю любовь к родному краю, но и постоянную тревогу за его судьбу. В этой книге предметом разговора является всё, что волнует автора - труд и жизнь астраханцев, их исторические корни, сложные экологические проблемы в тесном переплетении с нравственными, как это происходит с главным героем повести «Ржа» егерем охотобазы Михаилом, человеком мягкого характера, жёстко и непримиримо относящемся ко всем, кто, подобно высокопоставленному браконьеру Рунову, покушается на всенародное достояние-природу. Герои Шад­рина живут реальной, а не вымышленной жизнью, что неоднократно подчеркивалось критикой.
       На творческой конференции писателей Поволжья, состоявшейся в июне 1981 г, в Саратове, имя Адихана Шадрина было названо в числе писателей Волги, усилия которых направлены на постижение народ­ного характера, на воплощение в слове яркого образа нашего современника На выездном куйбышевском расширенном заседании Совета по критике и литературоведению Союза писателей СССР, где обсужда­лась современная проза Поволжья, Шадрин был отмечен в числе лучших писателей России, касающихся в своих произведениях проблем современной деревни.
       Адихана Измаиловича смело можно назвать патриархом Астрахан­ской писательской организации, возглавляемой им на протяжении двадцати трёх лет. Когда он начинал работать ответственным секретарём, в астраханском отделении было 5-6 литераторов. К тому моменту, когда он передал свои полномочия ответ. секретаря, членов Союза писателей России в нашем городе было более двадцати.
         Заслуги Шадрина, как писателя и руководителя творческого со­юза, были оценены по достоинству. 8 мая 1987 года Адихану Измаило­вичу было присвоено почётное звание «Заслуженный работник куль­туры РСФСР», в 1997 году он стал Почётным гражданином города Астрахани, а в 1998 году - первым лауреатом литературной премии имени В. К. Тредиаковского за роман «Суд неправедный», книгу, ко­торую писатель считает одной из главных в своей жизни.
        В произведениях Адихана Шадрина тесно связаны два направле­ния: документально-историческое и современное, поскольку край По­волжья имеет славную историю и прекрасную современность. Так в романе-дилогии «Смута», состоящем из двух книг: «Турган-птица» и «Чайка-беляна», описаны первые смутные волнения начала XX века в нашем крае. Роман «Турган -птица» был задуман автором ещё в 1957 году, а появилось это произведение лишь через семнадцать лет, замы­сел требовал кропотливой работы с архивными материалами. Писателя взволновали богатая история края, тревожное время и судьбы людей, ставших героями романа, на долю которых выпала немыслимо тяжё­лая судьба. Они «стремились сделать жизнь счастливой для всех и пытались заглянуть в будущее, увидеть, что будет через двадцать-тридцать лет... Но они не знали, что эти два-три послереволюционных деся­тилетия обернутся невиданной в истории России трагедией, к которой они, конечно же, не имели никакого отношения», - пишет автор. Этим одухотворённым, чистым, почти святым людям начала двадцатого века, искренне верившим в красивую сказку о всеобщем братстве, и посвятил автор свой роман. Книга «Турган-птица» выдержала три изда­ния, дважды издавалась дилогия. Героиня «Чайки-беляны» Ольга, решившаяся ехать за Андреем в Сибирь, на каторгу, хотела быть похо­жей на белую чайку из легенды, в которую превратилась девушка, спа­сая милого.
       В основе последнего законченного произведения «Чёрный арга­мак», написанного в декабре 1993 - феврале 1994 гг. и опубликован­ного в молодёжном журнале Татарстана «Идель», лежит легенда-сказ­ка о большой любви храброго воина Данислан-бека и прекрасной юной Девушки Айнур, с детства просватанной за старого Садур-бека. Шадрин назвал своё произведение, которое читается на одном дыхании, легендой о любви и коварстве. «Чёрный аргамак» написан на матери­але отдельных мотивов сказания «Бугор Каралат», записанного во вре­мя фольклорной экспедиции по астраханским сёлам студентами-фи­лологами под руководством Константина Ерымовского и Василия Самаренко. В легенде описано время разгрома Хазарин князем Святос­лавом, когда мусульманская часть населения ушла из Хазарин.
        Легенда написана ярким, сочным языком. В ней воплотились муд­рость и мастерство писателя, отметившего семидесятилетие. Взяв за основу древнюю легенду, автор стремится осмыслить глубинные пла­сты человеческой нравственности. Эти проблемы Шадрин поднима­ет и в чисто житейской повести «Возвращенец». Закончена неболь­шая повесть «Лёшка-инопланетянин» о таинственном исчезновении Лёшки-бакенщика, ставшем событием из ряда вон выходящим для жителей тихого островною села Сетное. Замысел произведения был вызван всеобщим увлечением фантастическими похищениями лю­дей, однако Лёшку украли вовсе не инопланетяне.
        Сегодня Адихан Измаилович полон творческих замыслов. Вдох­новение ему дарит маленькое островное село Станья, где писатель привык работать. Шадрин преданно любит свою широкую Волгу с её рукавами и протоками, свою Астрахань с её замечательными людь­ми-тружениками, скромно делающими своё дело.

         Судьба – родное понизовье // Немировская Д. На грани веков. – Астрахань, 2001 –с.16